Вернуться назад Вернуться назад

М.П. Холодная. Скульптура «Лето»

Холодная Мария Петровна (1903 – 1989). Скульптура «Лето». СССР, ЗиК. 1 пол. 1960-х гг. Терракота, лепка, глазурь, ангоб. 38 х 26 х 18 см.

Холодная Мария Петровна, советский скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников СССР, родилась в Киеве в семье известного педагога, директора коммерческого училища, ученого и художника П.И. Холодного (1876 - 1930). В 1922 г. поступила в Киевский художественный институт на факультет живописи к М.Л. Бойчуку, затем к Е.Я. Сагайдачному, живописцу, собирателю народного украинского искусства. Одновременно с учебой работала в художественно-производственной мастерской в Межигорье, исполняя работы в национальном стиле. В январе 1928 года Мария Холодная защитила дипломную работу «Материнство» и «Портрет Татлина». В.Е. Татлин, родоначальник русского авангарда, преподавал в институте на факультете театра и кино. После окончания института она переехала в Москву, где работала в керамической мастерской при Государственном музее фарфора. В 1934 - 1957 гг. работала на Фаянсовом заводе им. М.И. Калинина в Конакове, в художественной лаборатории, организованной ее вторым мужем Исидором Григорьевичем Фрих-Харом. Образцы ее скульптур и посуды запускались в производство большими тиражами.

После 1957 г. выполнила на ЗИКе свои выставочные работы. Основные произведения: скульптура "Телятница", "Друзья птиц", "Снежная баба", "Мальчик с овощами", "Пионерская правда", "Ветерок", конфетницы "Украинка", "Киргизка", "Узбечка", шкатулка "Царевна-лягушка", масленки, вазы. С конца 1950-х гг. М.П. Холодная стала работать в грубой керамике, терракоте, майолике. Она создавала портретные фигуры, этюды натурщиц, камерные декоративные рельефы и панно, не предназначенные для производства.

М.П. Холодная работала также на скульптурной фабрике № 1 в Потылихе и Гжельском керамическом заводе.

Основной областью своей работы она считала скульптуру малых форм и писала, "что в малой скульптуре часто можно выразить больше, чем в большой. Здесь мысль выражается очень компактно, и главное, удобно ее воплощать. Поставь скульптуру где-нибудь на стол и на подставку и изучай, любуйся, находи все новые элементы… Темы в скульптуре малых форм могут быть более интимными, более разнообразными, чем в большой скульптуре. С декоративно-прикладным искусством скульптура малых форм, по-видимому, смыкается. Обычно тот, кто работает в скульптуре малых форм, начинает работать и над посудой, и над пепельницами, подсвечниками, декоративными блюдами и т.п. Может быть, на это наталкивает сам материал, его цвет. Откровенно говоря, здесь даже трудно провести грань между скульптурой малых форм и декоративно-прикладным искусством.". (М.П. Холодная. Скульптура малых форм.)

М.П. Холодная постоянно участвовала в отечественных и зарубежных выставках.

М.П. Холодная создала несколько скульптур, которые изображают сидящих в похожей позе девочек и девушек: "Счастливое детство", "Лето", "Девочка с венком". В собрании Калужского музея изобразительных искусств находится скульптура "Лето", представляющая сидящую загорелую девушку в легком платье, босоножках и широкополой шляпе. Минимальными средствами скульптор передала впечатление от жаркого лета.

Наверх