Вернуться назад Вернуться назад

Клодт П.К. Модели скульптурных групп «Укротители коней» для Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Петр Карлович Клодт (барон Петр Яков Клодт фон Юргенсбург) (1805 – 1876). Модели первой (1833 – 1838) и четвертой (1846 – 1850) скульптурных групп «Укротители коней» для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Бронза, литье, патинирование.

Петр Карлович Клодт (барон Петр Яков Клодт фон Юргенсбург) (1805 – 1876), выдающийся русский скульптор, вошел в историю искусства как автор многих памятников, но европейскую известность ему принес ансамбль “Укротители коней” для Аничкова моста в Санкт-Петербурге, созданный в 1833 – 1850 годы. Все четыре скульптурные группы объединяет тема победы человека над стихией природы, которую олицетворяет образ дикой лошади. В сюжетно-смысловом и пластическом решении в каждой из групп показывается поэтапное противостояние и победа сильного и мужественного человека над диким конем.

С момента установки на Аничковом мосту «Кони Клодта», как их кратко называют, получили признание у современников. Их уменьшенные копии или редукции вошли в ассортимент изделий русской камерной бронзы, которая пользовалась популярностью не только у дворянства, но и богатой буржуазии для украшения жилых интерьеров.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств находятся две скульптурные композиции «Конь с водничим», отлитые в бронзе с лепных этюдов К.П. Клодта к первой (1833 – 1838) и к четвертой группам (1846 – 1850) “Укротителей коней”, хранившихся в Императорской Академии Художеств. По сравнению с окончательными композициями калужские модели отличаются: первая группа – только положением руки водничего (рука водничего, держащая конец узы, закрывает бедро). Четверная группа имеет больше отличий от окончательного варианта: несколько иное положение передних ног лошади, больший поворот друг к другу возничего и лошади, детали в трактовки гривы лошади. Лепные этюды К.П. Клодта, увековеченные в бронзе, представляют большой интерес, т.к. показывают работу автора над образом, поиск скульптором наиболее пластически выразительного положения, как фигуры лошади, так и водничего, строгой уравновешенности объемов, плавности силуэтов, характерных для пластики классицизма.

Эти модели представляют не только одно из прославленных произведений К.П. Клодта, но и искусство русских мастеров-бронзолитейщиков. Они были отлиты на одном из самых известных русских бронзолитейных предприятий – фабрике, затем заводе Карла-Фридриха Верфеля (1847 – 1918) в Санкт-Петербурге в 1880 – 1890 годы. Здесь исполняли высокохудожественные изделия из бронзы и камня. Фирма неоднократно удостаивалась высших наград на Всероссийских и международных выставках. До 1908 года именно эта фабрика выполняла большинство камнерезных работ для фирмы Фаберже, а в 1914 году фабрика К.Ф. Верфеля перешла в собственность фирмы Фаберже.

Наверх