Вернуться назад Вернуться назад

М.А. Врубель. «Философия»

Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910). Философия. Эскиз. 1899. Дерево, темпера. 26,5 х 9,5 см.

Михаил Александрович Врубель – один из самых ярких и загадочных русских художников рубежа XIX—XX веков. Обладал разносторонней одаренностью и оставил в наследие монументальные росписи, произведения станковой живописи и графики, книжные иллюстрации, театральные эскизы, скульптуру, архитектурные проекты. Живущий в собственном мире образов Врубель стал важнейшей вехой русской культуры.

Художник родился в Омске, в семье офицера. Мать, Анна Григорьевна, умерла, когда мальчику было три года. Семья часто переезжала из города в город. Во время короткого пребывания в Петербурге, Михаил Врубель посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1874 году окончил гимназию в Одессе и по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же стал посещать вечерние классы Академии художеств, а 1880 году стал студентом Академии.

В апреле 1884 года Врубель по рекомендации своего учителя П. Чистякова уехал в Киев для реставрации Кирилловской церкви XII века. Сохранившиеся образцы фресок Кирилловского монастыря, мозаики Софийского собора произвели на художника неизгладимое впечатление. В конце 1889 года переселился в Москву, где познакомился с меценатом С.И. Мамонтовым. Врубель стал активно проявлять себя как театральный декоратор, скульптор, иллюстратор и архитектор.

Калужская работа «Философия» представляет собой эскиз к одноименному декоративному панно, выполненному Врубелем по заказу московского коллекционера А.В. Морозова и хранящемуся сегодня в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Врубель изображает философию через аллегорию, художественное иносказание. «Любовь к мудрости» предстает в образе молодой женщины. Неопределенной формы пятна на представленном эскизе оказываются наметками изображений летучей мыши, свитка, заходящего солнца. Сова, символ мудрости, первоначально располагавшийся в руке Философии, в конечном счете «перемещается» в ноги к ней. Сравнивая две работы, зритель оказывается свидетелем становления художественной мысли, становления образа. Примечательна выбранная художником тема – аллегория философии. М. Врубель был склонен к глубоким философским размышлениям и все его искусство насквозь философично, пронизано размышлениями о жизни, о смерти, о бесконечности бытия.

Эскиз «Философия» М. Врубеля был передан из Государственной Третьяковской галереи в Калужский краеведческий музей в 1925 году, а оттуда в 1939 году – в Калужский художественный музей.

Наверх