Вернуться назад Вернуться назад

Л.В. Туржанский. «К осени (август)»

Леонард Викторович Туржанский (1875 - 1945). К осени (Август). 1912. Картон, масло. 28 х 68 см.

Леонард Туржанский - один из интереснейших и самобытных русских художников первой половины XX в., признанный мастер лиричных «пейзажей настроения». Работал декоратором в театре.

Л. Туржанский родился на Урале, в семье врача. С юных лет увлекался живописью. В 1898 г. со второй попытки поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где под руководством В. Бакшеева, В. Серова, К. Коровина занимался до 1909 г. Жил в Москве и Екатеринбурге, в 1903 и 1905 гг. совершил поездки на Русский Север. Был членом ТПХВ и Союза русских художников.

Испытав на начальном этапе творческого пути влияние своих знаменитых учителей, Л. Туржанский сумел выработать собственный узнаваемый стиль и круг близких ему тем. Наиболее значительное наследие мастера составляют его пейзажи, в которых он изображал непритязательную в своей простоте, но при этом трогательную и прекрасную природу родных уральских мест. Являясь одним из наследников левитановского «пейзажа настроения», Л. Туржанский всегда узнаваем: в художественном решении тонкой и точной передачей конкретного, чаще всего, переходного состояния природы, сложным колоритом с преобладанием «цветов земли», энергичной манерой письма и организующими форму мазками, лаконичностью композиции и стремлением к минимизации деталей. Традиционен и скуп художник и в выборе мотивов — из работы в работу мы видим покосившиеся избы и сараи, дышавшие воздухом пашни, «маслатых» деревенских лошадок, кур и т.д. Но в этом обычном и простом сюжете у художника всегда чувствуется большая любовь к родной земле, а также сила, суровая красота и правда русской жизни. Недаром современники всегда почитали его как национального, крепко связанного с почвой и корнями художника.

Экспонируемый пейзаж «К осени (август)» создан Л. Туржанским в период расцвета творчества, когда ярко проявилась его индивидуальность. Калужская картина написана в родных краях мастера, в п. Малый Исток (под г. Екатеринбургом), куда художник приезжал каждый год, а в 1912 г. купил дом и пристроил мастерскую.

На горизонтальной несколько сдвинутой в глубину композиции пейзажа мы видим окраину деревни с одноэтажным деревянным домом и хозяйственными постройками рядом. Тишину безлюдной улицы нарушает только копошащаяся на переднем плане черная курица. Вдумчиво и очень тонко художник показывает еще трудноуловимое для обычного глаза наступление осени. По-прежнему зеленеет трава и светит неяркое солнце, но с неба с тревожными облаками уже тянет холодом, потянулись в теплые края птицы. Л. Туржанский, работая насыщенными и звучными цветами с тяготением к любимым автором золотисто-охристым и коричневатым тонам, сумел добиться практически физического ощущения холодного августовского дня. Противопоставляя оттенки травяного и серовато-бежевого звучным краскам голубого, он создает у зрителя настроение размышления и легкой грусти. Работа выполненная пастозно, небольшими мазками выглядит при этом цельной. Здесь красота и плотность краски как бы трансформируются в материальные, зрительно ощущаемые образы, лишний раз напоминая о высочайшем мастерстве Л. Туржанского как живописца. Данный мотив был несколько раз повторен художникам в других работах.

Наверх