Вернуться назад Вернуться назад

Лукас Ворстерман. «Святой Петр, находящий в рыбе статир»

Лукас Эмиль Ворстерман (1595 – 1675). Святой Петр, находящий в рыбе статир. 1622 – 1628. По живописному оригиналу Рубенса. Бумага, гравюра резцом. 64 x 82 см. (лист)

Лукас Ворстерман – крупнейший фламандский гравёр XVII столетия. Внёс ряд усовершенствований в процесс и манеру гравирования.

Около 1619/20 г. Ворстерман приехал в Антверпен и вступил в гильдию Св. Луки. Тогда же началось его плодотворное сотрудничество с П.П. Рубенсом. В 1624 г. переехал в Англию, где работал для короля Карла I, который коллекционировал произведения искусства, а также для графа Томаса Арундела. В Англии много гравировал по портретам А. ван Дейка и Гольбейна. В 1630 г. вернулся в Антверпен и продолжил работу по произведениям Рубенса, А. Браувера, П. Брейгеля Старшего, Х. Голциуса, Рафаэля, А. Эльсхаймера и других мастеров. Выполнил 28 листов в сотрудничестве с А. ван Дейком для "Иконографии". Учитель впоследствии выдающегося гравера П. Понтиуса. В конце жизни Ворстерман потерял зрение и жил в нищете при поддержке Антверпенской гильдии Св. Луки.

Лукас Ворстерман выработал новый стиль гравюры на меди, отличавшийся точечной фактурой и мягкими переходами от теней к свету. По словам П. Кристеллера, мастер обладал "тонкостью художественного вкуса и пониманием замыслов Рубенса". Кроме корректной передачи рисунка, Рубенс требовал от гравёра ярких живописных эффектов, сильных контрастов и переходов от сверкающего света к глубоким, бархатистым теням. Высокие требования предполагали уверенное владение всеми техническими средствами и величайшую уверенность в ведении резца. Известный немецкий историк искусства Иоахим Зандрарт назвал Ворстермана "Живописцем резца".

Гравюра воспроизводит левую часть знаменитого триптиха Рубенса "Чудесный улов" (1618 – 1619). Созданный по заказу гильдии торговцев рыбой, триптих украшает церковь Богоматери в Мехелене (Бельгия). В композиции живописного произведения очевидны впечатления от знакомства художника с памятниками античного искусства. Фигуры расположены на одной плоскости, как на римских рельефах, одежды персонажей напоминают античные. Иконография сюжета восходит к Евангелию от Матфея: "Сборщик подати спросил Петра, не заплатит ли он подать на храм. Христос сказал Петру, что если он забросит уду в озеро, то найдет во рту первой пойманной рыбы серебряную монету, которой будет достаточно, чтобы уплатить подать". На переднем плане фигура Петра, окруженного четырьмя апостолами, позади них – женщина с корзиной, наполненной рыбой. Все с изумлением рассматривают монету в руке Петра. Гравюра исполнена в характерной для Ворстермана живописной манере, построенной на противопоставлении больших масс света и тени. Очертания фигур намечены острыми концами штрихов, без проведения контурных линий.

Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх