Вернуться назад Вернуться назад

Л.Ф. Лагорио. «Горное озеро»

Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905). Горное озеро. 1852. Холст, масло. 65 х 85 см. Из собрания Н.И. Васильева.

Творчество Льва Феликсовича Лагорио (1827 - 1905), талантливого художника-пейзажиста, представляет собой яркое и самобытное явление в истории русского искусства XIX века. Итальянец по происхождению, он принял русское подданство и всю жизнь прожил в России. Родился будущий художник в Феодосии, где его отец служил консулом. Здесь прошло детство Льва Лагорио, здесь он учился в гимназии, здесь пристрастился к живописи. Личность и творчество выдающегося мариниста И.К. Айвазовского, первого наставника юного художника, во многом определили тематику и образный строй полотен Лагорио.

В 1843 г. 16-летний Л. Лагорио поступил в Императорскую Академию художеств. Его учителями были профессора пейзажного и батального классов – М.Н. Воробьев и А.И. Зауэрвейд. Л.Ф. Лагорио рано достиг профессионального мастерства. Уже в академические годы сложилась оригинальная манера художника, которую отличает спокойное созвучие коричнево—золотистых и серо-синих тонов, ясно организованная композиция, мягкая, тонкослойная живопись, умело переданная световоздушная среда.

В 1850 году Лагорио блестяще окончил Академию художеств. За полотно «Вид болота на Лисьем носу» ему была присуждена Большая золотая медаль и предоставлена заграничная командировка. За семь лет пенсионерства художник написал около 30 картин, за которые в 1860 году был удостоен звания профессора. К концу 1850-х годов Лев Лагорио становится известным мастером живописи. Он участвует в выставках, знакомится с влиятельными людьми, получает большие заказы.

Часть художественного наследия Лагорио посвящена русской военно-морской истории. Он также исполнил много акварельных видов Крыма, Кавказа, иногда писал и портреты. Однако определяют его творчество именно марины. Художник отличался утонченным мастерством в передаче природы и ее состояний. Сюжетный диапазон его морских пейзажей широк: Крым, Кавказ, Франция, Италия, в конце жизни он работал в Финляндии и Норвегии.

Весь творческий путь Лагорио протекал ровно. Он навсегда остался верен академическим традициям в понимании цвета, рисунка, композиции. Работая рядом с такими мастерами, как Айвазовский и Боголюбов, Лагорио не стал их эпигоном и занял свое место в русской маринистической живописи. В числе его лучших произведений: «Вид с натуры на Лахту» (ок. 1850), «Нормандский берег» (1859), «На берегу морского залива» (1860). «Кавказский вид» (начало 1860-х гг.). В 1900 году Лагорио был избран почетным членом Академии художеств, а через пять лет его не стало. Современники писали о нем: «Мягкая «бархатная» кисть Л. Ф. Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа».

Пейзаж «Горное озеро» из собрания Калужского музея изобразительных искусств принадлежит к периоду расцвета творчества художника. Предположительно, картина относится к группе пейзажей, выполненных Лагорио после путешествия на Кавказ в 1850 году и представленных Совету академии в 1852 году. «Горное озеро» - яркий пример увлечения художника красивым видом и эффектным освещением. Однако в основе произведения, поэтически передающего тишину затерявшегося в горах водоема, лежит реальный взгляд на природу. В пейзаже «Горное озеро» гармонично сочетаются непосредственность этюда с натуры с искусственностью цветовых эффектов в традициях романтической и академической пейзажной живописи. Мастерство исполнения, занимательность мотива и любовь к деталям, присущие пейзажу «Горное озеро», стали тем неповторимым почерком Лагорио, который выделяет его картины из числа других художников.

Наверх