Вернуться назад Вернуться назад

Н.А. Ярошенко. «Курсистка»

Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898). «Курсистка». 1883. Холст, масло. 131 х 81 см.

Жизнь Николая Александровича Ярошенко в целом небогата внешними событиями. Родился он в Полтаве. В Михайловской артиллерийской Академии получил образование военного инженера. Живописи учился там же в Петербурге у художника А. М. Волкова в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1867 – 1874 годах - как вольнослушатель Академии художеств у И. Н. Крамского. В 1876 году за картину "Невский проспект ночью" был принят в Товарищество передвижных художественных выставок и принимал участие в его выставочной деятельности, равно как Московского общества любителей художеств. Участвовал во Всероссийской художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Последние годы жизни провел в Кисловодске. Известен как жанрист, портретист и пейзажист.

Некоторые произведения художника пользовались большой популярностью, и в их числе картина "Курсистка", известная в трех вариантах. Один из них уничтожен автором; второй, показанный на ХI передвижной выставке, - подарен брату и ныне представленный в экспозиции Калужского музея изобразительных искусств; третий, мало чем отличающийся от второго, - был в коллекции Н.А. Терещенко, а теперь находится в Киевском музее русского искусства. Кроме того под таким названием существует выполненный Ярошенко еще один вариант, отличающийся характером композиции, с изображением сидящей девушки.

Моделью для "калужского" варианта "Курсистки" послужила Анна Константиновна Дитерихс (1859 – 1927), вышедшая замуж за секретаря Л.Н. Толстого, издателя его произведений В.Г. Черткова. В молодости вместе с М.П. Навротиной, женой художника, была слушательницей Высших женских курсов в Петербурге и затем всегда поддерживала дружеские связи с семьей Ярошенко.

Изображение хрупкой девушки в темной одежде строгого покроя, с черной шляпкой на голове, с накинутой на плечи шалью, с книгами подмышкой, спешащей по туманной улице, однако, нельзя трактовать лишь как портретное изображение. Оно поднимается до уровня большого обобщения, создавая в какой-то мере собирательный образ молодой современницы художника, отражающий социально-культурное явление своего времени. Надо заметить, что картина отличается хорошо продуманной композицией и суровым колоритом, столь характерным для северной русской столицы. К сказанному можно добавить, что изображенная впоследствии была известна как писавшая дидактические рассказы для детей.

Наверх