Вернуться назад Вернуться назад

К.Ф. Юон. «Эскиз театрального костюма»

Юон Константин Федорович (1875 – 1958). Эскиз театрального костюма. Картон, бумага, акварель. 26 х 18 см.

В творчестве К.Ф. Юона важнейшее место занимает раздел театрально-декорационной деятельности. Увлечение театром уходит корнями в детство художника. Его мать шила костюмы и участвовала в деятельности «Охотничьего клуба» – одного из крупнейших культурных центров Москвы конца XIX века, в котором Станиславский начинал свою театральную деятельность. В Училище живописи ваяния и зодчества Константин Юон заведовал «костюмным классом», задачей которого было изучение исторических костюмов разных эпох и народов. В обязанности художника входили поездки за костюмами в хранилище Большого театра. Уже в то время Юон находился в гуще театральной жизни Москвы.

К. Юон дебютировал в театре в пору массового прихода туда художников из «Мира искусства». Первой театральной работой Юона были декорации по эскизам А.Я. Головина к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» для парижского национального оперного театра (сезон 1907/1908). В качестве главного художника спектакля Юон ездил в Париж. В следующей постановке «Бориса Годунова» (1913-1914; Париж, Театр Елисейский полей) художник выступил самостоятельно и добился большого успеха.

В 1915 году Юон выполнил эскизы декораций к постановке комедии А.Н. Островского «Сердце не камень» в театре К.Н. Незлобина. После революции Юон выполнил целую серию декораций для Малого театра. Исследователи отмечают, что Юон был создан для театра. Чувство декоративности, пространства, цвета и света – объединялось на его палитре и отвечало запросам сценографии.

Калужскому музею изобразительных искусств принадлежит эскиз театрального костюма, выполненный предположительно к постановке комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На эскизе изображен купец в полный рост с окладистой седой бородой в долгополом сюртуке коричневого цвета. На левом лацкане сюртука медаль на красной колодочке. Эскиз принесен музею в дар московским коллекционером В.И. Тимофеевым в 1958 году.

К произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» Юон обратился впервые, работая в Московском художественном театре в 1921 году вместе с К.С. Станиславским. В 1938 году художник вновь работал над декорациями и костюмами к гоголевскому «Ревизору» в Малом театре. Кроме того, оформил «Ревизор» для Казанского драматического театра в 1941 году. Юон обладал особым чувством исторического быта, что налагало уникальную печать на все оформленные им спектакли.

Наверх