Вернуться назад Вернуться назад

К.Д. Флавицкий. «Итальянка»

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830 - 1866). Итальянка. Около 1856. Холст, масло. 74 х 61 см. (овал)

Константина Дмитриевича Флавицкого знают почти исключительно как автора картины «Княжна Тараканова», тогда как другие созданные им полотна известны преимущественно лишь узкому кругу специалистов по истории русского искусства XIX века. Отчасти причиной тому является короткая жизнь художника, успевшего создать только ряд исторических картин и небольшую серию иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Биография автора этих работ очень несложная. Родился он в Москве в семье чиновника Государственного контроля, вскоре переехавшего в Петербург. С детства увлекался рисованием. Учился в рисовальной школе на Бирже и затем в Академии художеств у Ф.А. Бруни, от которого усвоил рисунок и красоту группировки фигур. Но воспитывался в основном на живых традициях творчества К.П. Брюллова. Малую серебряную медаль получил в 1853 году за «Вид Зимнего дворца и крепости», а Большую серебряную в том же году за живопись с натуры. Итогом академического обучения стала написанная в 1855 году картина «Иосиф, продаваемый братьями», на библейский сюжет. За неё он получил Большую золотую медаль, а Малую золотую он имел за законченную годом раньше картину «Суд царя Соломона», хранящуюся в Новгороде.

Получение первой золотой медали дало художнику право на поездку за границу, куда он отправился в мае 1856 года. Посетил Берлин и Дрезден, а затем обосновался в Риме. Там вскоре им был написан портрет молодой итальянки, выдержанный в традициях академической живописи, через которые, однако, пробивается живое чувство, с некоторой идеализацией, Произведение подписано автором, что встречается у него крайне редко. Флавицкий любуется своей моделью. Не исключено, что портрет предполагалось использовать в одной из задуманных картин.

В Рим приехал как автор нескольких больших полотен, в числе которых была также созданная в 1852 году картина «Христианские мученики в Колизее», Прожил в столице Италии около шести лет. Там сдружился с Н.Н. Ге, который впоследствии вспоминал о самоотверженной любви Флавицкого к искусству. В 1862 году вернулся на родину, где его очень угнетало отсутствие мастерской. Но он всё же смог осуществить написание картины «Княжна Тараканова», с потрясающей своим драматизмом сценой, привлекшей внимание русской общественности. Но выбор сюжета не у всех нашёл одобрение, тем более что трактовка события не отвечает историческим реалиям. Уже во время работы художника над этой картиной его здоровье было сильно подорвано чахоткой, и в сентябре 1866 года его не стало. Незадолго до смерти он успел выполнить авторское повторение этого полотна. Ныне находящееся в Пензе.

Наверх