Вернуться назад Вернуться назад

К.А. Коровин. «Зимние сумерки»

Коровин Константин Алексеевич (1861 – 1939). Зимние сумерки. 1916. Холст, масло. 66 х 88 см.

Константин Алексеевич Коровин - один из самых талантливых и ярких художников рубежа XIX - XX веков. Коровин принадлежал плеяде мастеров, которые в 1880-90-х формировали новую эстетику, новое мироощущение, определившие развитие национального искусства в ХХ столетии. Он творчески осмыслил завоевания импрессионистов, придя к своей собственной системе. Его считают создателем «русского импрессионизма», в котором импрессионизм и декоративизм сливаются воедино.

В 1875 году Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году в Академию художеств в Петербурге, но проучившись там несколько месяцев и разочаровавшись в академическом преподавании, вернулся в Москву и продолжил обучение МУЖВЗ в мастерской В. Поленова. В 1887 году совершил поездку в Париж, где познакомился с произведениями импрессионистов. Затем побывал в Италии и Испании. В следующие годы художник много путешествовал по России, побывал в Норвегии и Швеции. Со второй половины 1880-х годов активно принимал участие в выставках ТПХВ, затем в выставках «Мира искусства», «Союза русских художников».

В 1910-е годы в творчестве К. Коровина появляются произведения, в которых художник умеет выхватить из потока жизни мгновения счастливой духовной наполненности – гармонии жизни человека, природы, предметного мира. К подобного рода произведениям относится и картина «Зимние сумерки». Она была написана художником в 1916 году в деревне Охотино Владимирской губернии.

Мотив и стилистика «Зимних сумерек» типичны для целого ряда произведений художника этого времени: речь идет об изображении интимных поэтических вечеров, где женские образы нередко выступают в сочетании с натюрмортами. Женщины изображены в струящихся, мерцающих одеждах, их фигуры окутаны теплым светом домашнего очага и несут на себе отблески холодного света ночи. В биении пульса жизни этого мира есть нечто общее с рождением музыки, и не случайно Коровин называл подобные произведения ноктюрнами. Женщина в «Зимних сумерках» имеет очень много сходного с моделью в портрете Перцевой кисти К. Коровина: тот же продолговатый овал лица, данного здесь в профиль, идентичная прическа, та же линия плеч, пластика рук, ампирное платье. Она замерла в полном бездействии, ее рука с карандашом застыла на листе бумаги. Картина написана широко, крупными размашистыми мазками, эскизно, без прописки деталей. В традиционном для коровинских ноктюрнов приеме двойного освещения, дающего контрастные световые тени, в открытой декоративности колорита живет романтика, может быть, навеянная театром.

Произведение «Зимние сумерки» поступила в Калужский музей изобразительных искусств в 1938 году из Калужского Краеведческого музея, куда в свою очередь попала в 1928 году из фондов Государственной Третьяковской галереи.

Наверх