Вернуться назад Вернуться назад

К.А. Коровин. «Облачное небо»

Коровин Константин Алексеевич (1861 – 1939). Облачное небо. 1910. Холст, масло. 93 х 73 см.

Константин Алексеевич Коровин - один из самых талантливых и ярких художников рубежа XIX - XX веков. Его картины появились в тот момент, когда понятие красоты в русской живописи было забыто под натиском живописи передвижников. Коровин принадлежит плеяде мастеров – В. Серова, М. Врубеля, которые в 1880-90-х формировали новую эстетику, новый взгляд на мир, новое мироощущение, определившие развитие национального искусства в ХХ столетии. Он творчески осмыслил завоевания импрессионистов – французских и северных, придя к своей собственной системе. Его считают создателем «русского импрессионизма», в котором импрессионизм и декоративизм сливаются воедино.

В 1875 году Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, а через год перешел на живописное отделение, учился в пейзажных классах А. Саврасова, И. Прянишникова, В. Перова. В 1882 году Коровин поступил в Академию художеств в Петербурге, но проучившись там несколько месяцев и разочаровавшись в академическом преподавании, вернулся в Москву и продолжил обучение МУЖВЗ в мастерской В. Поленова. В 1887 году Коровин совершил поездку в Париж, где познакомился с произведениями импрессионистов. Затем побывал в Италии и Испании. В следующие годы художник много путешествовал по России, побывал в Норвегии и Швеции. Со второй половины 1880-х годов активно принимал участие в выставках ТПХВ, затем в выставках «Мира искусства», «Союза русских художников».

Коровин первым в отечественной живописи утвердил ценность этюда как законченного произведения. Этюд стал для художника протестом против академизма. Коровин считал этюды более ценными, чем законченные живописные полотна. «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться легко меняющийся игре света и тени». Основная черта картин Коровина – ощущения сиюминутности, ценности каждой минуты жизни. Впервые в истории русского искусства Коровин-импрессионист открыл ценность мгновенного впечатления, изменчивость цвета, преображающая предметный мир, увидел его радостное многоцветье, синие тени, открыл красоту фактуры живописной поверхности.

Изображение природы, именно русской природы – один из самых любимых мотивов художника. Наряду с другими живописцами своего времени – И. Левитаном, В. Серовым, М. Нестеровым он стал создателем нового типа пейзажа – пейзажа-настроения. «Облачное небо» - типичный пример такого пейзажа. Можно предположить, что этюд создан во время поездки в Крым летом 1910 года, где был написан ряд праздничных, нарядных южных пейзажей. Три четверти картины занято изображением летнего неба, покрытого несущимися облаками. Внизу пожелтевшее поле. На горизонте избы с редкими деревьями около них. Ветер несется по полю и треплет верхушки деревьев. Произведение «Облачное небо» было куплено в 1945 г. в магазине №1 Московского Городского Отделения Ювелирторга.

Наверх