Вернуться назад Вернуться назад

И.В. Бугаевский-Благодарный. «Портрет художника Владимира Лукича Боровиковского»

Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич (1773 – 1859). Портрет художника Владимира Лукича Боровиковского. 1825. Дерево, масло. 22,5 х 17,5 см.

Пояснение к представленному изображению содержит надпись на обороте доски: «Был на выставке Академии Художеств. Императорской Академии Художеств Советник Владимир Лукич Боровиковский. Писан по памяти и после кончины его академиком Иваном Бугаевским-Благодарным 30 марта 1825 года. В знак искреннего уважения к необыкновенным его талантам и величия души покойного». Вверху между строками надписи вписаны чернилами даты жизни В.Л. Боровиковского: «1757 – 1 апреля 1825 г.» Точно такая же надпись была на идентичном портрете кисти того же автора, экспонированном на выставке «Историко-художественная русских портретов» в Таврическом дворце в 1905 году, приобретенном Русским музеем, в 1932 году переданном в Украинскую картинную галерею в Харькове и утраченном в годы войны. В Государственной Третьяковской галерее находится меньший по размерам (18,1х14,8) портрет того же автора, изображающий В.Л. Боровиковского, выполненный в более свободной манере и, по-видимому, написанный с натуры, помеченный 1824 годом. Судя по всему, его воспроизведением служит хранящийся в Калуге.

Живописец и рисовальщик И.В. Бугаевский-Благодарный был воспитанником Академии Художеств. В 1794 году он получил звание мастера, в 1822 году удостоен звания назначенного за портрет гусарского офицера, а в 1824 году – академика за «Портрет профессора живописи А.И. Иванова». Известен как портретист. Его кисти принадлежат, в частности, портреты М.И. Кутузова (1813), Неизвестной (1816), героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Д.М. Юзефовича, а также автопортрет (1814). Кроме того, писал иконы. Является автором сатирических рисунков, изображавших общественные нравы России (1820-е годы). Сохранился портрет художника, выполненный в 1816 году А.Г. Венециановым. Был чиновником, живописью занимался самостоятельно, пользуясь советами А.Г. Венецианова и особенно В.Л. Боровиковского, сыгравшего главную роль в его творческой жизни.

На хранящемся в Калуге портрете знаменитый художник изображен погрудно, в мундире и тоге, с палитрой и кистями в правой руке, как бы позирующим перед зрителем. Рисунок в целом правильным, но с элементами классической типологии. Живописная манера приятная, претендующая на утонченность, при глуховатом колорите. Сказываются заученные приемы в изображении уха, глаз. Впрочем эти недочеты извинительны и не всегда обращают на себя внимание. В итоге работа воспринимается как вполне отвечающая элитарному направлению академической живописи.

Наверх