Вернуться назад Вернуться назад

И.С. Остроухов. «Последний снег»

Остроухов Илья Семенович (1858 - 1929). Последний снег. 1885. Холст на картоне, масло. 19.5 х 33 см.

«Разве можно забыть оставшуюся посерелую снеговую залежь весною…».
Илья Репин

Илья Остроухов – яркий пейзажист, историк-искусствовед, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея, в течение многих лет – попечитель Третьяковской галереи.

Художник, происходивший из богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три языка, играл на музыкальных инструментах. В 21 год И. Остроухов стал самостоятельно заниматься живописью, пользуясь советами А. Киселева и И. Шишкина. В 1882 г. посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств и акварельные вечера у И. Репина. Состоял вольнослушателем АХ и две зимы занимался у профессора П. Чистякова. Большое влияние на мастера оказало творчество В. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии». С 1884 по 1890 – он участник поленовских рисовальных вечеров и «керамических» четвергов в Москве.

Большую роль в становлении И. Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой и искусством.

С 1891 г. И. Остроухов член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. - Союза русских художников, с 1906 г. – действительный член АХ. В середине 1880-х гг. у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. Третьякова. В дальнейшем он член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, а позже попечитель ГТГ.

Художник активно участвовал в работе Комиссии по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря и соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

С 1890-х гг. И. Остроухов оставил службу и полностью посвятил себя коллекционированию. Он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари и предметов ДПИ. В 1918 г. на основе его коллекции был открыт Музей иконописи и живописи, ставший в 1924 г. филиалом ГТГ, в котором художник занимал посты хранителя и директора. После смерти художника в 1929 г. музей был ликвидирован, и собранные И. Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ.

Основная тема творчества И. Остроухова – это пейзаж средней полосы России, в которых он смог с сильным лирическим звучанием создать запоминающиеся образы русской природы. Лучшие из его работ не уступают по силе дарования «пейзажам-настроениям» кисти И. Левитана, отличаясь отсутствием драматизма бытия. Художник просто поет песнь красоте и гармонии природного мира, показывая без грусти и меланхолии его красоту, часто изображая ярко-насыщенные состояния осенних и летних дней или, наоборот, тихозвучащие переходы зимы к весне.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств хранится две работы мастера. Представленная зрителям картина «Последний снег» (1885 г.), относится к раннему периоду творчества мастера, но чрезвычайно плодотворному и успешному. За год до этого он впервые дебютирует на художественной выставке, а в следующем году уже выставляется на XIV выставке ТПХВ. В 1890 г. И. Остроухов создает свой шедевр — «Сирко».

Картина «Последний снег», экспонировавшаяся на выставке передвижников в 1886 г. имеет одноименное название с калужской работой. Что позволяет предположить их взаимосвязь.

По сохранившимся воспоминаниям Е. Поленовой, часто сопровождавшей И. Остроухова в его пленэрах: в феврале 1885 г. художник вместе с В. Васнецовым и И. Левитаном выезжает в подмосковное имение Мамонтовых, где пишет четыре этюда. Один из которых он дописывает в следующий свой приезд и называет «Последний снег» (Дом-музей В. Поленова). Сам художник считал его этапным, так как он дал толчок к созданию одноименной картины. Еще один этюд из этой серии хранится в фондах ГТГ. Скорее всего, и калужская работа также является одним из тех четырёх этюдов, созданных художником весной 1885 г. в имении Абрамцево и значит, имеет не только художественную, но и историко-культурную ценность, как произведение, послужившее созданию одной из известных, узловых картин художника.

Представленное произведение, подкупает зрителя новым, свежим подходом к изображению русской природы. Тонкость выбранной цветовой гаммы, построенной на сложных нюансах, сочетается с простотой и цельностью композиции.

Большая поляна, наполовину покрытая еще оставшимся снегом, несколько стройных деревьев второго плана, стена темного леса сзади и по-весеннему голубое небо — все это вместе создает лиричный и проникновенный образ. Картина ничего не рассказывает и не доказывает, а позволяет человеку испытать всю волну чувств и переживаний при прикосновении к естественному неокультуренному миру, а также почувствовать себя его неотъемлемой частичкой.

При осмотре работы также подкупает ее пронизанность светом и воздухом, но ненарочито-активная, а тонкая, еле различаемая рассудком, но создающая при этом пейзаж особой эмоциональной силы и свежести.

И. Остроухов был необычайно сложной, многогранной и богатоодаренной личностью. Пришедший в живопись достаточно поздно, он смог при этом создать такие пейзажные работы, которые навсегда западают в душу и уже никогда не уходят оттуда, всплывая в памяти всякий раз при соприкосновении с миром живого.

Наверх