Вернуться назад Вернуться назад

Ф.В. Сычков. «Девочка с рябиной. Катя»

Сычков Федот Васильевич (1870 – 1958). Девочка с рябиной. Катя. 1917. Бумага на картоне, акварель. 68 х 54,5 см.
Поступила в 1953 году из Комитета по делам искусств при СМ РСФСР.

Около 600 картин, этюдов и эскизов ярко раскрывают облик Федота Сычкова, талантливого портретиста, пейзажиста, жанриста. Жизнь самобытного мастера пролегла через две эпохи. Октябрьскую революцию он встретил уже сложившимся известным художником. В советское время более сорока лет плодотворно занимался живописью. Русский по национальности, Федот Сычков стоял у истоков профессионального мордовского искусства, внес огромный вклад в развитие культуры молодой республики.

Федот Васильевич Сычков родился в бедной крестьянской семье, с детства проявлял способности к живописи. Окончание Сычковым в 1990 году Высшего художественного училища при Академии художеств пришлось на рубеж веков с его множеством художественных течений и направлений. В целом творчество Федота Сычкова находит немало общих черт как с деятельностью мастеров Союза русских художников, так и поздних передвижников. В своих художественных исканиях он близок к группе таких живописцев, как С.А. Коровин, Ф.А. Малявин, А.Е. Архипов.

После окончания учебы в Петербурге Ф.В. Сычков возвратился на родину, в село Кочелаево, ставшим для него неиссякаемым источником творческого вдохновения. Конец 1910-1920-х годов – время, когда Ф.В. Сычков продолжал разрабатывать характерную для него тему праздника. Влюбленный в красочную стихию народного бытия, он умел самые обыденные стороны крестьянской жизни отобразить искренне и поэтично. Народные гулянья, катания с горы, свадьбы, посиделки – излюбленный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Художнику удавалось передать в картинах атмосферу непринужденного веселья и жизнелюбия. Свои картины Сычков писал свободным широким мазком, пастозными насыщенными красками.

Главной героиней большинства не только жанровых произведений, но и целого ряда прекрасных портретов Федота Сычкова стала женщина из народа. Мастер создал свой запоминающийся тип женской красоты с ярко выраженными национальными чертами. В его крепко сбитых крестьянках ощущается обаяние цветущей молодости, избыток жизненных сил, бьющая через край энергия, сила и здоровье. Даже в образах маленьких девочек, изображенных в произведениях художника, легко просматривается прообраз будущих сычковских красавиц. В акварели «Девочка с рябиной» из собрания Калужского музея изобразительных искусств открытое, задорное, смешливое личико Кати с милыми и ясными глазками, веселой белозубой улыбкой пленяет своей чистотой и непосредственностью. Девочка изображена у плетня в традиционном сарафане и пестрой кофточке с нитками бус – вся воплощение радости и неосознанного кокетства. Художник ясно показывает зрителю, что любит свою героиню, любуется ею, понимает ее своеобразную прелесть.

Акварель Федота Сычкова «Девочка с рябиной» относится к периоду расцвета творчества художника. В 1910-е годы сформировалась живописная манера мастера, основные черты которой сохранялись и в советские годы. Каждое произведение Ф.В. Сычкова содержит в себе частицу особой эмоциональной ауры, добросердечия, очаровательного простодушия, жизнерадостности, что является отличительным признаком искусства этого выдающегося живописца.

Наверх