Вернуться назад Вернуться назад

Ф.А. Васильев. «Пасмурный день. Болото»

Васильев Фёдор Александрович (1850 - 1873). Пасмурный день. Болото. 1873. Бумага, сепия. 34 х 52 см.

Несмотря на свою короткую жизнь, художник успел выполнить немало живописных и графических произведений, благодаря которым его творчество занимает почётное место в истории русского искусства.

Будущий художник родился в Гатчине и провёл своё детство в Петербурге. После ранней смерти отца, мелкого чиновника, с пятнадцатилетнего возраста вынужден был, на условиях поднайма, подрабатывать на почтамте за 3 рубля в месяц. Упорное стремление стать художником приводит юношу на работу к реставратору Академии художеств П.К. Соколову, заставляет поступить в вечернюю рисовальную школу (на Бирже). Сыграло свою роль знакомство с И.Н. Крамским. Участие в 1865г. в первом конкурсе на лучшую картину жанровой живописи на русскую тему, объявленном Обществом поощрения художников, подготовило к самостоятельной работе. Стремление к самовыражению побуждает к творчеству. Авторитетным наставником становится И.И. Шишкин, который в 1867г. увозит Васильева на Валаам, где им была выполнена масса рисунков.

Художник поглощён заботой о сложении живописного метода, живого видения природы, о чувстве цвета. Трудным оказывается выбор мотива для первых живописных работ. Их автор проявляет внимание к барбизонской школе, но не становится её последователем, а вырабатывает собственную концепцию. Складывается самый тип пейзажа с приближённым к жизни сюжетом. Появляются такие картины как «Оттепель» (1871), «Мокрый луг» (1972) и «В крымских горах» (1873). Но с усложнением течения болезни становится всё труднее работать над выполнением произведений.

По окончании картины «Оттепель» началось заболевание лёгких. С наступлением холодной петербургской весны процесс обострился, и явно проявились признаки развивающегося туберкулёза. Васильев некоторое время пожил на Украине, но вскоре оказался неизбежным переезд в Крым. Дорогостоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье требовали больших средств, и больной художник должен быть писать картины на продажу. Переезд в Ялту с матерью и маленьким братом привёл к некоторой налаженности жизни, но остановить процесс развития болезни не удалось. Выполненный в технике сепии пейзаж «Пасмурный день. Болото» относится к последнему году жизни автора и созвучен его настроению. Это его любимая тема рассвета над болотом, столь мастерски переданная в рисунке. Работа восхищает цельностью и новизной, тщательностью в передаче деталей, притом явно не фотографической. Своё авторство художник удостоверил монограммой и датой слева внизу.

Занятия живописью ещё продолжались весной 1873г., а 24 сентября того же года художника не стало. Живым остаётся его искусство.

Наверх