Э.М. Белютин. «Композиция. Девушки»
Белютин Элий Михайлович (1925 – 2012). Композиция. Девушки. 1992. Холст, масло. 147,5 х 100 см.
В 2012 от Н.М. Молевой, вдовы художника.
В 2012 году собрание Калужского музея изобразительных искусств пополнилось четырьмя картинами одного из лидеров неофициального искусства второй половины XX века Элия Михайловича Белютина (1925-2012). В соответствии с последней волей мастера его творческое наследие не подлежало продаже и вывозу за рубеж, оно должно было быть безвозмездно передано в государственные музеи России. Целому ряду региональных российских музеев посчастливилось получить произведения Белютина. Их передала в дар известный писатель, историк, искусствовед, вдова художника Нина Михайловна Молева.
Элий Михайлович Белютин был неординарным и очень одаренным человеком. В нем ярко проявлялись разные таланты – художественный, литературный, исследовательский, педагогический. Москвич в пятом поколении, он, по желанию итальянского деда-дирижера Паоло Стефано Беллучи, был назван в честь святого Элигия, покровителя ремесленников. Отец художника, писатель Микеле Беллучи (Михаил Белютин), был расстрелян в 1927 году. Мать, Лидия Ивановна, - являлась представительницей двух старинных дворянских родов Гриневых и Курбатовых.
В 1947 году Элий Белютин окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. С 1950 года он успешно преподавал в учебных заведениях Москвы, в том числе в Текстильном и Полиграфическом институтах. Это было время, когда в среде творческой молодежи возник огромный интерес к абстрактному искусству. Вокруг Белютина начали активно группироваться молодые московские художники. В 1954 году белютинская студия «Новая реальность» приобрела официальный статус, объединив в своих рядах около двух тысяч живописцев, скульпторов, архитекторов. В условиях советской действительности Элий Белютин учил умению преображать натуру, создавать на холсте иную реальность, отражающую все многообразие духовного мира.
В декабре 1962 года в Манеже состоялась юбилейная выставка «30 лет МОСХ», которую посетили руководители Советского государства. Н.С. Хрущев «разнес» творчество Белютина и его учеников, а также раскритиковал работы Э. Неизвестного, Р. Фалька и других экспонентов. Запрет «на Белютина», действовавший на протяжении почти 30 лет, был снят в 1990 году, когда в Манеже состоялась грандиозная ретроспективная выставка участников студии «Новая реальность». Выставка проходила под символическим названием «От Манежа до Манежа». Оказалось, что в результате многолетней изоляции Белютина его творчество было больше известно на Западе, чем в родной стране. Все эти годы художник активно экспонировал свои картины на выставках в Италии, Германии, Англии, Канаде, Бельгии, США, Франции. Выставлялся вместе с Пикассо, Браком, Миро и другими знаменитостями века, был удостоен ряда престижных наград и премий.
Творчество Э.М. Белютина эволюционировало от экспрессионизма, свойственного его ранним работам, к абстракции, характерной для поздних «картин-модулей». По словам художника, он стремился создать своего рода художественную гранулу, которая могла бы сообщить зрителю то, что пришлось испытать автору, практический код, который должен не зашифровывать чувства и переживания, а, наоборот, раскрывать их с предельной откровенностью.
В картине «Композиция. Девушки» из собрания музея живописное изображение рождается как бы спонтанно. В человеческих силуэтах, биоморфных массах, словно попавших в наш мир из других измерений, начинают проявляться знаки, магические формулы, каким-то таинственным образом соотносимые с реальностью. В эмоциональном захвате пространства наравне с формой активно участвует цвет. Он у Белютина становится средством выражения драмы, неудержимого движения и беспокойства, что сообщает работе необычайную напряженность и динамику.