Вернуться назад Вернуться назад

Джованни Вольпато. «Мадонна делла Седиа»

Джованни Вольпато (1738 – 1803). «Мадонна делла Седиа». По картине Рафаэля. Бумага, гравюра резцом. 29,9 х 29,5 см; 37,8 х 32,5 см.

Гравюра воспроизводит картину Рафаэля "Мадонна делла Седиа" ("Мадонна в кресле") – одну из самых прекрасных изображений Девы Марии с Младенцем. Существует предание, что Рафаэль написал её, увидев на ступенях одной из римских церквей крестьянку, кормившую грудью ребёнка. Поражённый её красотой, он поднял дно старой бочки и сделал на ней набросок, который потом превратил в картину. Наряду с "Сикстинской мадонной" эта картина является одним из величайших шедевров мастера. "Мадонна в кресле" – самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделён такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью. Рафаэль находит бесподобную по стройности композицию, её единство складывается из мощного, широкого ритма, плотной заполненности картины крупными массами, динамики поз и жестов. Картина написана в 1514 году, в течение римского периода художника. В настоящее время хранится в Галерее Питти во Флоренции (Италия).

Одним из лучших интерпретаторов произведений Рафаэля был Джованни Вольпато (1738 – 1803) – блистательный итальянский гравер, рисовальщик, автор сочинения: Principes du dessin, tirés des meilleures statues antiques (Рим, 1786, ин-фолио, с 36 гравюрами). До двадцатилетнего возраста Вольпато занимался расписыванием узоров для тканей, а затем обратился к резцу; первые гравюры его имели большой успех, и молодой художник отправился в Венецию, к знаменитому Франческо Бартолоцци, под руководством которого достиг значительного совершенства в деле гравирования. С 1780-х находился в Риме, где тоже снискал большую известность. Его мастерскую посещали знатные особы (например, в 1784 шведский король Густав III). Гравюры Вольпато с произведений Рафаэля и других известных мастеров итальянской живописи, а также с античной скульптуры пользовались огромной популярностью среди коллекционеров. Вольпато работал в Венеции, Париже, Парме, Риме. Гравировал с картин Леонардо да Винчи, Корреджо, Пуссена, Лоррена, Гверчино, Караваджо. В 1785 Джованни Вольпато открыл в Риме фабрику по производству бисквитов (фарфора, не покрытого глазурью), воспроизводящих античную скульптуру, хранящуюся в музеях Рима, Неаполя, частных коллекциях. Семья Вольпато породнилась с семейством других известных римских граверов: дочь Вольпато Доменика была замужем за гравером Рафаэлем Моргеном. Джованни Вольпато был одним из законодателей "вкуса к античности" в Риме, пользовался большой известностью и авторитетом в художественных кругах конца XVIII века, являлся членом Академий художеств Венеции, Вероны, Пармы. После смерти мастера памятник ему в 1808 году был исполнен известным итальянским скульптором Антонио Кановой.

Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх