Вернуться назад Вернуться назад

Джачинто Бранди. «Апостол Петр»

Джачинто Бранди (Giacinto Brandi) (1621 – 1691). Апостол Петр. 1660-е годы. Холст, масло. 92 х 70 см.

Калужский музей изобразительных искусств – один из немногих музеев в России, которые имеют произведения итальянского художника римской школы Джачинто Бранди (1621 – 1691). Его картины довольно редки, так как художник, в основном, писал фрески на религиозные и мифологические сюжеты. В его творчестве отразились наиболее характерные черты караваждизма, который был демократическим направлением в итальянском барокко XVII века.

Джачинто Бранди родился в семье ремесленников-декораторов в местечке Поли в Лацио (область в Италии, центр ее – г. Рим) в 1621 году. В детстве он был отдан на обучение в Рим в мастерскую известного скульптора Алессандро Альгарди (1598 – 1654), который распознал в нем руку будущего художника и посоветовал ему заняться живописью. После этого он перешел учиться в мастерскую Джованни Джакомо Сементи (1580 – 1638). В 1638 – 1647 годах Бранди в Риме учился и работал под руководством выдающегося художника и мастера фресковой живописи высокого барокко Джованни Ланфранко (1582 – 1647), где овладел всеми секретами мастерства. Уже 1650 году он принимает участие в росписи дворца Памфили, где исполнил фризы на мифологические сюжеты. В зрелые годы он стал одним из выдающихся мастеров фресковой живописи, писал алтарные образа и фрески в церквях Рима и Лацио. Наиболее известная его работа – роспись церкви Сан-Карло-аль-Корсо в Риме в 1671 – 1678 годы, где он руководил росписями храма, и сам исполнил фрески в этой церкви на сводах потолка и стенах пресвитерия.

Его творчество получило признание, и в 1668 году Дж. Бранди был избран в Академию Святого Луки в Риме. Умер Дж. Бранди умер в 1691 году в Риме.

Картина «Апостол Петр» изображает эпизод из Нового Завета, в котором рассказывается, как апостол Петр отрекся от своего Учителя Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом во время Тайной Вечери. После ареста Иисуса Петр трижды отрекся от Него в страхе, что его тоже арестуют, а, услышав, как пропел петух, он вспомнил слова Учителя и горько раскаялся. Плач и раскаяние апостола Петра символизирует одно из основных таинств церкви – таинство покаяния. В период Реформации и Контрреформации сюжеты об отречении Апостола Петра и его раскаянии были очень популярны в католическом искусстве.

В соответствии со стилистикой барокко художник использует резкие светотеневые эффекты для придания большего драматизма сцене рыскания апостола Петра. Резкие контрасты светотени выделяют не только лицо Св. Петра, но и акцентируют внимание на его чувствах – душевном страдании и раскаянии. В правом углу картины ключи – символ Св. Петра. После своего воскресения Господь простил Петра, и назвал первым из апостолов, основателем церкви и хранителем ключей от Царства Небесного.

Картина Дж. Бранди «Апостол Петр» происходит из собрания Е.П. и В.А. Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево Мещовского уезда (теперь Юхновский район Калужской области).

Наверх