Вернуться назад Вернуться назад

Д.Ю. Митлянский. «Косули»

Митлянский Даниэль Юдович (1924 – 2006). Косули. 1952. Майолика, подглазурная роспись. 39 х 19 х 15 см.

Даниэль Митлянский – замечательный советский и российский скульптор, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Его работы находятся в собрании Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского Музея современного искусства, а также в частных коллекциях нашей страны и зарубежья.

Художник успешно работал в станковой, монументальной, мемориальной скульптуре. Митлянский известен как автор композиции «Реквием. 1941 год. (Моим одноклассникам, погибшим на войне)», памятника Свободе, выполненной из фрагментов Берлинской стены, монумента «Пронзенный Пегас», стелы с барельефами на темы басен И.А. Крылова, фигур зверей на фасаде Театра зверей В. Дурова, мемориальных досок Андрею Сахарову, Владимиру Домогацкому, Алесю Адамовичу, Дмитрию Холодову. Даниэль Митлянский создал целый ряд скульптурных серий: «Дни Творения», «Книги Библии», «Вы - соль Земли», «Моя сладкая Европа», «Семейный альбом» и многие другие.

По-настоящему собственный, аллегорический, образный пластический язык Даниэль Митлянский обрел в течение последних двух десятилетий своей жизни. Его поздние работы, выполненные на грани гротеска и примитивизма, раскрывают глубокий внутренний мир художника-философа. Произведениям Митлянского свойственны современность видения, сюжетная острота, активное игровое начало, необыкновенная выразительность персонажей. В своем творчестве мастер широко применял смешанную технику исполнения, используя различные материалы (металл, керамика, папье-маше, дерево, ткань) в самых неожиданных комбинациях.

Даниэль Митлянский создал немало произведений в области скульптуры малых форм. Декоративная майоликовая группа «Косули», принадлежащая собранию Калужского музея изобразительных искусств, относится к раннему, «натуралистическому», периоду творчества автора. В 1950 году, закончив обучение в Художественном институте им. В.И. Сурикова, Даниэль Митлянский начал самостоятельно работать в искусстве, участвовать в выставках. Молодой художник обратился к анималистическому жанру, поставив перед собой конкретную задачу: показать животное в его первозданной самобытности и характерности. Главное внимание скульптора сосредоточено на движении, основном выразителе настроения, образа жизни, поведения животного. В работе «Косули» Митлянский изобразил мать с детенышем, несущихся в стремительном беге от грозящей опасности. Легкие, чуткие, пугливые, они летят как молнии, едва касаясь скалистых гор. В их движениях - естественная грация и красота. Животные переданы реалистично, имеют большое сходство с жизненным прототипом. Достоверность образов воплотилась в завершенной конструктивности скульптуры, в пластичности объемов, в прихотливости силуэта, активно включенного в воздушное пространство, в сдержанном цветовом решении.

Даниэль Митлянский говорил: «Кредо мое: жизнь настолько интересна, что попытаться ее задержать хоть чуточку в своих произведениях - уже великое счастье. В восторге от нее тружусь в меру данных мне возможностей». И эта установка была неизменной на протяжении всей творческой жизни художника. Скульптура поступила в музей в 1953 году от Главного управления по делам искусства Министерства культуры РСФСР.

Наверх