Вернуться назад Вернуться назад

Б.М. Кустодиев. «Цветы»

Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927). «Цветы». 1924. Холст, наклеенный на фанеру, масло. 68 х 57 см.

«Богатырём русской живописи» называл Бориса Михайловича Кустодиева, живописца и графика, скульптора и театрального художника, книжного иллюстратора, непревзойденного мастера портрета, пейзажа, сцен народных гуляний, натюрморта, Илья Ефимович Репин. Кустодиев вошел в отечественное искусство как «художник праздника».

Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. С пятнадцати лет начал брать уроки рисования у художника П. Власова, выпускника Петербургской Академии Художеств. В 1896 году поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств. Много работал, путешествовал, участвовал в российских и зарубежных выставках. В 1906 году собрание Академии присуждает Кустодиеву звание академика живописи. Более десяти лет был прикован к постели, но не переставал творить.

В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея» в основной экспозиции музея представлен один из натюрмортов, относящихся к позднему периоду творчества художника и имеющий историческое значение, отправляя зрителя к определенным обстоятельствам жизни художника.

Лето (июль-август) 1924 года, когда был написан натюрморт «Цветы», Кустодиев провел на даче в Луге (Ленинградская обл. по дороге Ленинград-Псков). В дневнике художника В.В. Воинова, в разделе, помеченном 1924 годом (5 сентября), читаем: «За все лето Б.М. сделал один натюрморт маслом (цветы на балконе)».

Обращаясь к личной переписке Кустодиева, находим письмо от 29 июня к сыну, в котором узнаем об обстоятельствах, послуживших толчком для создания этой работы:

«29 июня 1924, Луга. 
Милый Кира, 
Получил я твое письмо, где ты пишешь о натюрморте, который должен написать по заданию – «окрашенные предметы на воздухе». Конечно, это лучше всего сделать бы здесь, поставивши что-нибудь на балконе или на окно в комнате как раз на фоне сосен, что растут у нас; это можно бы сделать красиво. 
В один из приездов твоих сюда можно было бы это и устроить. Ты бы захватил все материалы (фанеру, краски, складной мольберт) и написал бы все это. Если это будет сложно и тебе не удалось бы провести здесь нужное время для писания, тогда поставь натюрморт у меня в спальне на окне, там удобнее всего. Окно можно открыть, ведь там довольно занятный вид на огороды и дома. 
… 
Можно еще сделать так: на окно положить шляпу мою серую (или дамскую цветную), книгу цветную («Историю» Бенуа или «Аполлон»), кувшин цветной или белый, в него ветку зелени, например клена (он долго простоит) - вот и простой сюжет, а на фоне окна - целая картина. Вот что я думаю. Очень большого не начинай. Целую тебя, привет товарищам. 
Твой папа.»

В Калужский Музей Изобразительных Искусств картина поступила в 1945 году из закупочного фонда по Делам искусств СНК РСФСР.

Наверх