Вернуться назад Вернуться назад

А.С. Рагошкин. Икона «Вознесение Господне»

Рагошкин Андрей Семенович (1800 – 1876). Икона «Вознесение Господне». 1870. Дерево, темпера, 35 х 30 см.

Древнерусское искусство анонимно, поэтому особую ценность представляет каждая подписная и датированная икона. К таким редким памятникам искусства относится икона «Вознесение Господне» из собрания КМИИ, исполненная А.С. Рагошкиным в 1870 году. Она была преподнесена калужскому архиепископу Григорию II от калужского городского общества, о чем свидетельствует надпись на полях иконы: “Архиепископу Григорию от Калужского городс… Общества 1870 года 21 мая. Писана в Москве иконописец Андрей Рагошкин”.

Андрей Семенович Рагошкин (1800 – 1876) вошел в историю русской иконописи не только как иконописец, но и мак мастер монументальных росписей. К сожалению не все его работы сохранились. А.С. Рагошкин родился в 1800 году, мальчиком был отдан учиться в иконописную мастерскую, где прошел традиционный путь овладения иконописным мастерством от ученика и подмастерья до мастера-иконописца. В начале работал в составе артели, расписывавшей храмы в Москве и Подмосковье, затем возглавил собственную артель, исполнял росписи и писал иконы “в греческом пошибе” или в греческой манере. Его росписи получили высокую оценку современников, и поэтому он довольно скоро стал получать ответственные заказы. Самая знаменитая его работа, которая, к сожалению, не сохранилась, – это роспись храма Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле. Это был самый древний храм Кремля, и его росписи были возобновлены по инициативе императора Александра II по типу фресок церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1687 г.). Храм Спаса на Бору был разрушен в 1933 году.

Икона написана на сюжет из Нового Завета о Вознесении Христа на сороковой день после смерти. Композиция иконы выдержана в традиционной иконографии, некоторые ее детали заимствованы из художественного наследия XVII века. На полях приписные святые: слева – Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, справа – Лаврентий Калужский.

В основу композиции положен принцип зеркальности, лишь слегка нарушаемый ассиметрией в расположении складок и ритмическим чередованием цветовых пятен одежд. В цветовом строе иконы и рисунке складок проявляется принцип декоративной орнаментики. Она написана в звучной гамме красных, синих, зеленых, розовых и голубых тонов. Золотые пробела в разделке облачений, исполненные твореным золотом, приглушают яркость звучания цвета и создают впечатление колористического единства и богатства оттенков. Декоративно-пластическое решение иконы связано с декоративным пониманием образа в иконописи II половины XIX века и его ориентацией на искусство XVII века. Икона отличается мастерством исполнения, красотой и изяществом живописи, тонкостью личного письма. Икона поступила из Лаврентьевского монастыря после его закрытия в 1918 году в краеведческий музей, в 1975 передана в Калужский областной художественный музей.

Наверх