Вернуться назад Вернуться назад

Антуан Ватто. «Декоративные мотивы»

Антуан Ватто (1684 – 1721). «Декоративные мотивы». Лист набросков. Бумага верже, сангина, тушь, перо. 23 х 35 см.

Своеобразие графического собрания Калужского областного художественного музея тесно связано с историей создания музея, и, в то же самое время, оно отражает общие тенденции коллекционирования графики в российской провинции. Поскольку в самом начале своего существования, в 1920-е годы, музей комплектовался главным образом за счет поступлений из дворянских имений, то, естественно, большую часть музейных коллекций составляли произведения искусства, происходящие из усадебных собраний и отражающие вкусы первоначальных владельцев. Так, все листы из коллекции западноевропейской графики (за небольшим исключением) поступили в музей в 1919 году из имения "Барятино" Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Небольшой лист с набросками дает представление о методах работы величайшего французского живописца XVIII века – Антуана Ватто. Рисунок включает несколько рокайльных композиций, выполненных черной тушью. Мужская полуфигура в правой части листа, по-видимому, сделана с натуры и исполнена сангиной в характерной для Ватто динамичной манере. Рокайль – один из интереснейших европейских стилей. Зародившись во Франции в первой трети XVIII в., он быстро распространился по всей Европе. Популярное украшение интерьера в этот период – живописные панно, написанные на панелях стен, на потолке, на створках дверей. Нередко мотивом росписей была арабеска (европейское название сложного орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов). Именно с арабесок началась творческая деятельность Ватто. Его первые работы – это декоративные росписи, – жанр, которому он будет уделять большое внимание и в дальнейшем, рисуя арабески для росписей стен, клавесинов, карет, ширм, вееров. Новаторство Ватто – в слиянии сюжетного и орнаментального мотивов, которого он добивается в каждом из декоративных панно. Из этого взаимопроникновения противоположных начал он извлекает поразительные эффекты. Среди его картин-портретов, бытовых и театральных сцен – преобладает тема "галантных празднеств", соединившая жизненные наблюдения и мечту о счастье.

Ватто отдавал рисованию долгие часы, не пропуская ни одного дня. Помимо рисунков он делал множество набросков к картинам, причем для позы одного персонажа рисовал с дюжину разных ракурсов. Такие рисунки бесчисленны: головки дам, профили, этюды драпировок, отдельные рисунки рук. И только один из множества вариантов входил потом в картину.

Графический стиль Антуана Ватто нашел многих почитателей и последователей, однако никогда – ни до, ни после – орнамент не был столь поэтически содержателен. Ватто неподражаем, хотя большинство изобретённых им приёмов и мотивов вошло в декор восемнадцатого столетия.

Наверх