Вернуться назад Вернуться назад

А.Н. Бенуа. «Комната Арапа. Эскиз декорации к балету Стравинского "Петрушка"»

Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960). Комната Арапа. Эскиз декорации к балету Стравинского «Петрушка». 1917. Бумага, акварель. 29,5 х 44 см.

Александр Бенуа родился в Петербурге в семье академика архитектуры Н.Л. Бенуа. В 1887 году поступил «вольноприходящим» в вечерние классы Императорской Академии художеств, но через четыре месяца бросил занятия – Академия показалась ему скучной. Вскоре стал студентом юридического факультета Петербургского университета. В университетские годы Бенуа стал центром кружка молодых интеллектуалов, сплоченных идеей художественного самообразования, интересом к живописи, музыке и театру, куда входили К. Сомов, С. Дягилев, В. Нувель, Л. Бакст, Е. Лансере и другие.

Творческое наследие Бенуа удивительно своей многоплановостью. Еще во время учебы в университете он стал соавтором книги немецкого искусствоведа Рихарда Мутера «История искусств XIX века», написав краткий очерк о русской живописи. Искусствоведческий дебют Бенуа оказался шумным – очерк, по признанию современников, стал первым примером «серьезного отношения к русской живописи в европейской науке». В конце 1890-х годов А. Бенуа выступил одним из главных идейных вдохновителей нашумевшего художественного объединения «Мир искусства». Почетное место в крупнейших музеях страны занимают лирические пейзажи и исторические композиции Бенуа, посвященные России и Франции XVIII – начала XIX века. Им созданы шедевры в области книжной иллюстрации, прежде всего, рисунки к «Медному всаднику» А.С. Пушкина, оказавшие заметное воздействие на развитие русской графики.

Как театральный художник Бенуа впервые выступил в 1900 году, исполнив эскиз декорации к одноактной опере А.С. Танеева «Месть амура», поставленному на сцене Эрмитажного театра в Петербурге. Но подлинным рождением Бенуа как театрального художника принято считать балет «Павильон Армиды», премьера которого состоялась в 1907 году в Мариинском театре. С 1908 года работал для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, своего однокурсника по Петербургскому университету, создав декорации к спектаклям «Борис Годунов» (1908), «Петрушка» (1911), «Соловей» (1914). Постановки с участием Бенуа познакомили Европу с русским искусством.

На выставке представлен эскиз декорации к третьей редакции балета «Петрушка» Игоря Стравинского, выполненный в 1917 году для Большого театра в Москве. Действие третьей картины происходит в вызывающе пестрой, кричащей красками комнате Арапа. Стены комнаты покрывают нелепые обои, темно-синий фон звездного неба, зеленые пальмы, попугаи, обезьяны и желтые тигры. Сам Арап представлен стоящим с расставленными ногами и руками в синем костюме в момент исступленного поклонения кокосовому ореху. Небольшой, без педантически выписанных деталей эскиз выполнен акварелью в свободной, непринужденной манере. Эскиз декорации «Комната Арапа» передан в Калужский музей изобразительных искусств в 1939 году из Калужского краеведческого музея, куда поступил в 1928 году из фондов Государственной Третьяковской галереи.

Наверх