Вернуться назад Вернуться назад

А.М. Корин. «Опять провалился»

Корин Алексей Михайлович (1865 - 1923). Опять провалился. 1891. Холст, масло. 58 х 52,5 см.

Предназначение Алексея Михайловича Корина было определено с самых ранних лет. Он принадлежал к древнему роду палехских иконописцев и всю свою жизнь посвятил искусству. Яркий представитель московской школы живописи, член Товарищества передвижных художественных выставок, А.М. Корин одинаково полно выразил себя в разных жанрах: в бытовой картине, портрете, пейзаже. Художник увлеченно занимался монументальным искусством, книжной иллюстрацией, реставрацией церквей и храмов. А.М. Корин активно участвовал в выставках, побеждал в художественных конкурсах, получал высокие отзывы о своих картинах таких маститых ценителей искусства, как И.Е. Репин и В.В. Стасов. Его замечательную картину "Больной художник", показанную в 1892 году, приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков. Талантливый педагог, А.М. Корин почти четверть века руководил «головным классом» Московского училища живописи, ваяния и зодчества, воспитав не одно поколение художников, среди них М.С. Сарьян, А.А. Пластов, П.В. Кузнецов, А.М. Герасимов, В.В. Мешков, Б.В. Иогансон и многие другие.

Жанровая живопись Алексея Корина характерна для «поздних» художников-передвижников, которые часто писали небольшие картины на сюжеты из повседневной российской жизни. Работы Корина, как правило, отличаются камерностью, интимностью образов, почти не выходящих за рамки семейного и дружеского общения мастера. Художник был женат на Серафиме Сергеевне Аммосовой, племяннице Иллариона Прянишникова, его любимого учителя по Училищу живописи, ваяния и зодчества. У Корина была большая семья, много детей, друзей и знакомых и, наблюдая их жизнь, художник запечатлевал ее в своих произведениях ("За чайком", "Перед уходом в гимназию", "У открытого окна" и др.).

Картина «Опять провалился» из собрания Калужского музея изобразительных искусств была написана Кориным вскоре после успешного окончания Училища. Произведение молодого художника впервые экспонировалось в 1891 году на XIX передвижной выставке, где он успешно дебютировал. Автор изобразил сцену из жизни бедной городской семьи, надежда которой, будущий кормилец, провалился на очередном экзамене в гимназии. Художник с сочувствием изобразил стоящего с виноватым видом долговязого гимназиста, отчаянное лицо матери и беспечно рисующую младшую сестренку. Большое внимание в картине уделено деталям скромной обстановки, где каждый предмет имеет свое место, играет определенную смысловую роль. Позы, жесты, выражение лиц, - все подчинено раскрытию сложного душевного состояния героев. Особенно впечатляет образ матери, целиком погрузившейся в свои невеселые думы. В ее выразительном облике предстала теща художника, Александра Флегонтовна Аммосова (урожденная Воскресенская, сестра архитекторов С.Ф. Воскресенского и Ф.Ф. Воскресенского). Автору удалось через реалистическую пластику и тонкое цветовое решение создать особое настроение, атмосферу напряженной тишины, которая предшествует дальнейшим событиям. Композиция, «срежиссированная» живописцем и построенная по принципу театральной мизансцены, превращает картину в своеобразную живописную новеллу.

Произведение А.М. Корина «Опять провалился» было отмечено русской критикой. «Все это…искренне, правдиво, хорошо…Целая драма заключается в этой маленькой картине», - отмечали рецензенты.

Наверх