Вернуться назад Вернуться назад

Александр Рослин. «Портрет великой княгини Марии Фёдоровны»

Александр Рослин (1718 – 1793). «Портрет великой княгини Марии Фёдоровны». Не ранее 1777 года. Копия. Иконографический тип Рослина. Холст, масло. 62 х 48,5 см.

Русская живопись XVIII века в собрании Калужского музея изобразительных искусств представляет собой своеобразную портретную галерею внутри музейного собрания. И это не случайно: восемнадцатое столетие справедливо называют веком портрета, что свидетельствует об общественной значимости портретного жанра на всём протяжении этого исторического периода. Коллекция русской живописи XVIII века включает как произведения отечественных мастеров, так и работы, созданные на российской почве иностранными художниками, работавшими в России.

Портрет великой княгини Марии Фёдоровны (1759-1828), с 1776 года – супруги императора Павла I, представляет творчество шведского живописца, члена Парижской Академии живописи и ваяния, члена Стокгольмской академии художеств, Александра Рослина. В 1775 году художник был приглашен в Россию для написания портрета Екатерины II. В 1776 вместе с царицей и её двором приехал в Петербург, где исполнил портрет великой княгини Натальи Алексеевны (1776), парадный портрет Екатерины II (1777). В 1777 году он же исполнил портрет великой княгини Марии Фёдоровны. Все три портрета находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

Для российских дворянских усадебных портретных галерей создавались многочисленные копии, являющие собой погрудные изображения с оригинальных эрмитажных портретов. Живописное изображение великой княгини Марии Федоровны из собрания Калужского музея изобразительных искусств, по всей видимости, и является такой копией оригинального портрета. Виртуозное мастерство исполнения позволяет предположить, что копийный портрет выполнен самим мастером, либо происходит из мастерской Александра Рослина.

Художник создает нежный, изящный облик принцессы Вюртембергской, до перехода в православие – Софии Доротеи Августины Луизы, дочери Фридриха Евгения, герцога Вюртемберг-Монбельярского и Фридерики Доротеи Софии (дочери марк-графа Брадербург-Шведского). Портрет написан в серебристой, розово-серой гамме, восходящей к рокайльной, что объясняется влиянием европейской живописи рококо на формальное решение произведений Александра Рослина.

Императрица Мария Фёдоровна прославилась делами милосердия и благотворительности. Ее имя носила вся система благотворительных учреждений Российской Империи – Ведомство учреждений императрицы Марии. Обладая художественными способностями, Мария Федоровна увлекалась изобразительным искусством и скульптурой. Она создала множество утонченных миниатюр и изящных камей, занималась глиптикой, резьбой по кости, лепкой из воска, а также писала маслом. Ее учителем был известный медальер К. А. Леберехт. Мария Федоровна сама написала портреты своих детей, а также Павла I и Екатерины II. В 1820 году Берлинская академия художеств присвоила ей звание члена Академии.

Портрет поступил в музейное собрание в 1956 году от Калужского областного краеведческого музея; ранее находился в одной из калужских дворянских усадеб.

Наверх