Вернуться назад Вернуться назад

А.К. Саврасов. «Волга»

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). Волга. 1874. Холст, масло. 42,5 х 68 см.

Автор картины, Алексей Кондратьевич Саврасов, среди своих современников-пейзажистов был не только старшим по возрасту, но и самым погруженным в творческие поиски. И в его произведениях поэтому нашла отражение вся история русской пейзажной живописи второй половины XIX века. Он выступил в художественную жизнь еще в период академического романтизма, в процессе преодоления которого у него складывался собственный взгляд на мир. Исключительность его дарования способствовала успешному поиску пейзажного образа, утверждению лирической темы как ее идейной основы.

Художник родился в семье московского мещанина, попозже записанного в книгу купцов Гончарной слободы. Уже в раннем детстве у него пробудилась страстная любовь к искусству, и рисунки юного художника по дешевой цене охотно покупали торговцы. Вопреки различным драматическим обстоятельствам он окончил Московское Училище живописи и ваяния, с успехами в сочинении эскизов и исполнении маленьких видовых пейзажей. Новым словом в русской живописи явились кунцевские пейзажи 1850-х годов. Побывав за границей, А.К. Саврасов оценил достижения европейских мастеров, особенно те, которые были близки его собственным стремлениям. В его творчестве появляются новые темы, с свободно решенной многоплановой композицией, значительную роль играет сложно разработанный передний план. Но широко известным имя художника сделала его картина «Грачи прилетели», написанная в 1871 году, зародившаяся в селе Молвитино Костромской губернии. Это был образ родной страны и с этим мотивом весеннего пробуждения природы связывалась любовь к своей земле. В.В. Стасов увидел здесь широкую картину русской действительности.

Написанная несколько попозже картина «Волга», с легко узнаваемой той же сельской церковью вдали, может быть названа панорамной, с широким охватом русской равнины, с величественной рекой. Пейзаж прекрасно передает настроение теплого летнего дня, после прошедшего дождя, когда влага еще стоит в воздухе. В этой картине много света, воздуха, простора. Удивительно простой и вместе с тем чарующий мотив. Вместе с тем можно говорить и об одной из творческих удач художника, причастного к созданию московской школой традиций в областной пейзажной живописи.

Наверх