Вернуться назад Вернуться назад

Адриен-Этьен Годе. «Юноша с мечом»

Годе Адриен-Этьен (1845 – 1902). Юноша с мечом. Вторая половина XIX века. Потинированная бронза, литье, чеканка. 79 х 26 х 26 см.

На подставке подпись автора: A. Gaude
На ребре подставки подпись литейщика: Houdeline. Paris
На мече надпись по латыни: “In Gladio Virtus” – “В мече доблесть”

Французский скульптор Адриен-Этьен Годе родился в г. Леоне 09 февраля 1845 года. Окончил Школу изящных искусств в Париже, где учился в мастерской у известного скульптора Француа Жуффруа (1806 – 1882). Дебютировал в Салоне 1864 года со своей первой работой – “Нимфа Егерия”, в последующем регулярно выставлялся в Салоне до 1899 года. За свои работы получил медаль первого класса в 1881 году. Работал в монументальной, мемориальной и станковой скульптуре. Принял участие во франко-прусской войне, и как бывший военнопленный исполнил памятник французам-жертвам войны для Магдебурга. В свое время А.-Э. Годе был очень известен, является автором нескольких памятников, установленных в разных городах Франции: французскому архитектору и инженеру Ж.-Р. Перроне в г. Нейи-сюр-Сен, памятник французскому писателю Ж.-П. К. Флориану в гор. Алоисе (1896), скульптура художника Теодора Руссо на ратуше в г. Лилле, и ряда других.

Во второй половине XIX века во Франции после всех войн и революций в обществе возрождается интерес к своему прошлому, “к старым добрым временам” рыцарства. Эта ностальгическая тема получила отражение в творчестве отдельных художников, в том числе и к ней обратился А.-Э. Годе. Созданный им образ юноши с мечом навеян средневековыми легендами о неумирающем рыцарстве. Сюжет раскрывается через символику атрибутов: юноша мотыгой откопал сундук, но в нем вместо драгоценностей был меч с надписью “В мече доблесть”. В средневековье меч – символ рыцарства, благородное оружие (копьё считалось низким). “Похороненный ” меч и вновь обретенный выступает в качестве наследства, которое предстоит отвоевать с помощью доблести. Скульптура является характерным образцом бронзовой пластики последней четверти XIX века – времени увлечения аллегорическими композициями, часто имевшими назидательный характер.

Высокий профессионализм скульптора проявляется в композиционном решении, подчеркнутой четкости силуэта, в моделировки фигуры, сложной детализации отдельных элементов, удачным использованием оливковой патины. Юноша представлен как античный герой обнаженным, на нем только набедренная повязка с лентой в виде пояса, в этом выражается следование автора классицистической традиции.

Скульптура происходит из коллекции калужского коллекционера и мецената Н.И. Васильева (1832 – 1917), завещанной им родному городу Калуге для создания музея.

Наверх