Вернуться назад Вернуться назад

Абрахам ван Бейерен. «Фрукты»

Абрахам ван Бейерен (1620/21 – 1690). Фрукты. Вторая половина XVII в. Холст, масло. 109 х 84 см.

Натюрморт «Фрукты» кисти известного голландского живописца XVII века Абрахама ван Бейерена принадлежит к лучшим полотнам Калужского музея изобразительных искусств. При жизни Бейерен не пользовался успехом у своих современников. Были случаи, когда он расплачивался за костюм собственными картинами, отдавая их за бесценок. Лишь спустя три столетия произведения живописца получили признание и стали ценными украшениями европейских музеев.

Абрахам ван Бейерен родился в прибрежном городе Гааге. Именно здесь была создана особая отрасль натюрморта – картины с изображением рыб и морских животных. Интерес к этой теме Бейерен перенял от своего учителя Питера де Пюттера. Впоследствии художник превзошел своего наставника и его даже в шутку называли «Рафаэлем рыб». Преследуемый кредиторами, Бейерен был вынужден скитаться по всей стране. Последние годы жизни он прожил в местечке Оверсхи, где и умер. Работая в Лейдене, Делфте, Амстердаме, знакомясь с разными художественными традициями, Бейерен расширил тематику своих натюрмортов. Помимо морской фауны художник писал пейзажи, vanitas («суета сует»), битую дичь, «букеты». Особенным мастерством отмечены его великолепные «десерты». В творчестве Абрахама ван Бейерена отчетливо проявились общие тенденции голландского натюрморта второй половины XVII века, идущие в сторону все большей зрелищности, отточенности композиционного решения и изысканности колорита.

В натюрморте «Фрукты» Бейерен, как настоящий режиссер, создал безукоризненную композиционную схему, где продумано все, вплоть до организации процесса восприятия изображения. Началом ему служит первый план, который вводит зрителя в пространство картины. Здесь изображен обитый тканью стул, на спинку которого брошена портупея со шпагой, а на сиденье поставлен серебряный поднос с экзотическими плодами. Виноградная лоза и веточка апельсинового дерева увлекают глаз зрителя дальше, к центру композиции, где представлен накрытый бархатной скатертью стол, плотно нагруженный дорогой утварью. Кажущийся беспорядок основан на тонком художественном расчете мастера. Тесной группой стоят на столе золоченый кубок, кувшин в серебряной оправе, китайская ваза и узкий бокал из венецианского стекла с налитым вином. Бейерен умеет передать материал, форму и фактуру каждого изображенного объекта. Он мастерски применяет прием сопоставления предметов как по принципу контраста (высокий кубок и широкая ваза), так и по принципу подобия (твердое яблоко и упругий персик).

Под действием спокойного рассеянного света круглятся и манят своим совершенством спелые плоды. Каждая виноградинка, кажется, дает возможность ощутить вкусную мякоть под тонкой кожицей. Потоки золотистого света озаряют украшенную рукоять шпаги, празднично мерцают на гранях кубка, играют переливами рефлексов на блестящей поверхности кувшина и подноса. Общий теплый золотисто-коричневый тон объединяет нежно-розовые, лимонно-желтые, оранжево-красные, сине-лиловые, медно-зеленые цветовые соотношения и придает им глубокую насыщенность. Только сумеречный пейзаж в окне, как небольшой диссонанс этому красочному миру, написан в холодных, приглушенно-серебристых тонах.

В натюрморте «Фрукты» из собрания музея, как и во многих других произведениях голландских художников, ощущается незримое присутствие человека. Всё говорит о радости жизни, уюте налаженного быта, привычках и вкусах хозяина. Достигнутое в середине XVII столетия процветание Голландии породило стремление к роскошному образу жизни. Новые вкусы общества замечательно отразил Абрахам ван Бейерен в своих нарядных «десертах».

Натюрморт «Фрукты» поступил в 1919 году из бывшего имения Горчаковых «Барятино».

Наверх