Вернуться назад Вернуться назад

А.И. Кравченко. «Кремль»

Кравченко Алексей Ильич (1889 - 1940). Кремль. 1923. Бумага, ксилография. 19,5 х 26,5 см.

Алексей Кравченко - ведущий русский художник-график, мастер книжной иллюстрации и экслибриса, педагог.

Алексей Кравченко родился в г. Энгельс Саратовской области в крестьянской семье. С 1904 г. по 1910 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерских В. Серова, К. Коровина, А. Архипова, А. Васнецова и др. В разные годы совершал творческие поездки по России, Европе, Индии, Японии, США. С 1915-1916 г. – художник-корреспондент на фронтах первой мировой войны. В течение всей жизни А. Кравченко вел активную общественную деятельность: с 1918-1921 гг.- был заведующим Радищевским музеем (г. Саратов), в 1922 г. – в своей мастерской организовал студию для молодежи, в 1932 г. – принимал участие в организации творческого союза московских художников, член ученого совета ГТГ, в 1935 г. – профессор Московского института изобразительных искусств и др. Произведения художника экспонировались более чем на 400 выставках (из них более 20 – персональных) и хранятся во многих музеях мира и частных коллекциях разных стран.

Путь А. Кравченко связан и с Калужским краем. В 1913 г. он провел лето в г. Тарусе, где познакомился с художником-гравером И. Павловым и под его влиянием вырезал линогравюру «Купальщицы», таким образом, впервые попробовав себя в качестве гравера.

Многогранно одаренный А. Кравченко плодотворно работал в разных направлениях: он создал работы к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Д. Байрона, С. Цвейга и др., по праву вошедшие в золотой фонд книжной иллюстрации; станковые листы, раскрывающие красоту и лиризм природы Москвы, Подмосковья и Волги; демонстрирующие высочайший уровень мастерства и виртуозное владение техникой экслибрисы и серию гравюр «Жизнь женщины в прошлом и настоящем»; большое количество живописных работ, доказывающих талант Кравченко-колориста.

Гравюра «Кремль» (1923 г.) поступила в собрании КМИИ в 1986 г. в составе 46 работ А. Кравченко как дар художника А. Жукова.

В представленной работе художник показывает известный архитектурный ансамбль со стороны Москвы-реки. За кремлевскими зубчатыми стенами и башнями взгляду зрителя открываются жемчужины русского зодчества: Благовещенский, Успенский и Архангельский соборы, нарастающий ритм которых завершает устремленная ввысь колокольня-столп «Иван Великий». Изображение древней архитектуры оживлено лентой реки с плывущими по ней лодками, усиливающей в свою очередь горизонтальный формат выбранной композиции. Предвечерний свет, мастерски переданный художником, оттеняет величие башен и фактуру стен.

Профессионально владея спецификой гравировальной техники, А. Кравченко в небольшой работе сумел передать величие и монументальность архитектурного ансамбля, создать впечатление глубины пространства, эмоционально одухотворить все им изображаемое, показав в линиях и штрихах свой темперамент и авторское «я».

Наверх